👁 675

Почему ошибаться хорошо и даже полезно!

Практически каждый школьник помнит как он трясся над контрольной по математике или русскому языку от страха допустить ошибку? Как не хотелось получить очередную двойку или тройку для того, чтобы убедится в том, что ты худший.

Согласно исследованию организованному аналитической компанией Inside Analytics в сотрудничестве с LEGO Education в 2019 году среди школьников из США, Германии, Китая, России и Японии по поводу уверенности в процессе обучения, именно школьники из России большего всего волнуются из-за успеваемости в школе. Таких было 79 процентов опрошенных. Для сравнения в Китае этот показатель был на уровне в 64%, а в германии 61%.

В исследовании приняли участие пять тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Причина таких результатов проста. В российских школах успех в обучении все еще завязан на оценках. В свою очередь оценки напрямую зависят от количества ошибок, а ошибка воспринимается как нечто сильно негативное и подрывает самооценку и уверенность в собственных силах. Отсюда такой показатель. Так формируется привычка как можно активнее этих ошибок избегать. Каждый школьник считает, что лучше уж ничего не делать, чем опозориться по полной.

Мышления и его влияние

В результате школьник получаем особый тип мышления, который профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (американский психолог) называет фиксированным. Обладающий таким мышлением человек уверен, что ошибка — это лишь доказательства его некомпетентности с которой ничего поделать нельзя. Так появляется утверждении типа — «это не моё» или «мне просто не дано».

Люди с фиксированным мышлением чаще бросают начатое, если задача оказывается слишком сложной. Они стараются избежать более трудной работы из-за страха провала. В результате остаются за бортом и редко продвигаются вперед по карьерной лестнице. В противовес фиксированному мышлению Кэрол Дуэк выделяет мышление роста.

Читайте также:  Зачем людям государство?

Человек с таким типом мышления не видит корреляции между ошибками и способностями. Он уверен, что если долго мучиться, что-нибудь толковое обязательно получится. Еще, он более пытлив и любопытен, и если ошибается, то исправляет ошибку, делает выводы и двигается дальше. К таким выводам профессор пришла в результате эксперимента в котором приняли участие 400 пятиклассников.

Эксперименты

На первом этапе эксперимента дети должны были выполнить несложный тест. Детей поделили на равные группы. Первую хвалили за то, что они умные, а вторую за то, что они старательные. На втором этапе дети должны были выбрать тесты разной степени сложности. В результате 90 процентов, условно умных детей, выбрали более легкие задания. Дело в том, что никто из них не захотел терять уже заработанную репутацию, а условно старательные дети наоборот выбрали более сложный вариант теста.

Делая ошибки, они пробовали еще и еще, и в итоге справились с заданием. Вишенкой на торте стал тест для восьмиклассников. Группа умников даже не стала пытаться его выполнить, зато вторая группа активно взялась за решение. Дети наляпали кучу ошибок, но потом проанализировав их, пробовали разные подходы и в результате справились и с этим сложным тестом.

Получается, что эффективность любого обучения, напрямую зависит от того, как много ошибок обучающийся сделал на пути к желаемому знанию или навыку. Прямое доказательство этому утверждению в 2011 году обнаружил доцент кафедры психологии в университете штата Мичиган Джейсон Мозер. Он заметил, что каждый раз когда человек совершаем ошибку, процесс получения новых знаний и навыков проходит эффективнее.

Эту мысль подтвердил эксперимент, в котором приняли участие более 100 детей в возрасте семи лет. Профессор Мозер дал детям задания в которых было очень просто ошибиться. С помощью энцефалограммы ученый отследил 2 разных реакций на ошибки в мозге этих детей. Первая, которая называется ERN возникает спонтанно через 50 миллисекунд после сделанной ошибки и является только ее фиксации, а вторая, которая называется PE появляется через 500 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Читайте также:  Почему человек зевает?

Джейсон Мозер утверждает, чем выше амплитуда этих двух реакций, тем интенсивнее идет процесс обучения. Оба ответа возникают в передней поясной коре головного мозга. Именно этот участок отвечает за контроль поведения согласно поставленным задачам. В этом эксперименте профессор также подтвердил теорию Кэрол Дуэк о двух типах мышления.

Эксперимент показал, что активность мозга детей, которые начинали исправлять свои ошибки была выше чем у детей, которые расстраивались и не пытались эти ошибки исправить. Амплитуда сигнала PE у первых среднем была равна 15 пунктам, тогда как у вторых всего 5. Получается, что чем сознательнее обучающийся относится к ошибке пытаясь ее проанализировать и решить, тем активнее работает мозг и тем лучше он обучается и наоборот.

Заключение

Тот или иной тип мышления полученный еще в детстве ребенок несет во взрослую жизнь. С фиксированным мышлением он не решаемся взять сложную задачу из страха потерять лицо. Он не претендует на новую должность боясь облажаться, ну и не лезет в новой сферы, которые могут принести успех в его жизнь. В общем вывод следующий. Не нужно боятся косячить и ошибаться. Чем активнее делаешь, а затем исправляешь свои ошибки, тем круче прокачиваются твои навыки и знания.

Если есть вопросы задавайте их в комментариях. Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям в социальных сетях.