👁 600

Кто придумал жвачку?

Почемучка — познавательная энциклопедия для детей и взрослых. Рассказываем о планете и животных, интересных фактах о растениях, технике, передаче информации, о человеке, земле, физических и химических явлениях, о природе и вселенной. Почемучка — всегда познавательно, увлекательно и интересно!

Кто придумал жвачку?
Кто придумал жвачку?

Приветствуем вас, дорогие читатели! 23 сентября 1848 «родилась» так полюбившаяся впоследствии всему миру жевательная резинка. В этой статье мы расскажем, кто придумал жвачку, когда впервые было налажено ее производство, а также о том, кто добавил ей мятный вкус и текстуру для надувания пузырей.

Как вы думаете, была ли жвачка у первобытных людей? Да, хотя, конечно, не та, которую мы сегодня можем купить в магазине. До сих пор неизвестно, как и когда именно людям в каменном веке пришла мысль использовать древесную смолу в качестве жвачки, но 2007 году при раскопках в Финляндии было найдено этому подтверждение. Археологи обнаружили окаменелость из березового дёгтя с отпечатком человеческого зуба на нем. Было установлено, что возраст этой находки составляет около 5 тысяч лет.

Оказывается, давным-давно люди во многих местах планеты жевали различные найденные в природе вещества, подобные резине, чтобы предотвратить зубные болезни. Древние греки, например, очищали свои зубы от остатков еды и освежали дыхание с помощью смолы мастикового дерева и пчелиного воска. Народы Индии и Юго-Восточной Азии жевали смесь, состоящую из извести, семян ареки — растения семейства пальмовых — и листьев бетеля — вечнозеленого многолетнего растения, относящегося к семейству перечных.

Индейцы майя и ацтеки делали жвачки из плодов дерева саподилла. При надрезе кожуры такие фрукты выделяли клейкое вещество, из которого и готовилось «чикле» — съедобное лакомство наподобие жвачки, которым утоляли голод воины. Племена индейцев, живших на севере, а также сибиряки жевали еловую и сосновую смолу.

Первый «жевательный» бизнес

Так кто придумал жвачку? В начале XIX века смола хвои и подобных ей деревьев уже стала пользующимся спросом товаром, который можно было найти в бакалейных лавках США. В 1848 году братья Кертис даже решили построить на этом товаре бизнес, добавив к предварительно обработанной смоле парафин — плавкое вещество из нефти, — искусственные ароматы и подсластители. Полученное вещество напоминало жевательную резинку, известную нам теперь. Небольшими кусочками такую жвачку заворачивали в бумагу и поставляли на продажу под разными марками.

Прошло 20 лет с того времени, прежде чем американский зубной врач Уильям Стэнли получил первый патент, описывающий технологию изготовления жевательной резинки. Стэнли позиционировал своё изобретение как отличное средство для тренировки челюстей и дёсен, улучшающее обменные процессы и кровообращение во рту.

Интересно, что производство врачу наладить так и не удалось, но у его земляка — Томаса Адамса — дело пошло вполне неплохо. Он провернул авантюру, купив у одного генерала, мексиканского беженца, огромное количество сырья — каучука, полученного после переработки латекса, из которого Майя делали свою жвачку «чикле».

Изначально Адамс не планировал производить жвачку — он закупил каучук для получения резины. Однако во время производства обнаружил, что случайно сварил жвачку. Бизнесмен обернул эту случайность в свою пользу, добавив к полученной массе лакрицу (бобовое растение со сладковатым корнем) и ароматизаторы, и поставил на продажу. Популярности такого товара долго ждать не пришлось — спустя время жвачка появилась на прилавках в аптеках и даже в автоматах на железнодорожных вокзалах.

Основание «Wrigley»

Видя необычайный спрос на такой новый товар, жевательными резинками заинтересовались и другие предприниматели. Так, например, в 1882 году Уильям Ригли-младший — американский бизнесмен, который занимался продажей мыла и соды — решил прибегнуть к одному из маркетинговых ходов и вручать каждому покупателю жвачку в качестве бонуса к основной покупке. По его наблюдениям, благодаря такой хитрости товар покупали куда охотнее.

Но оказалось, что такая дополнительная мелочь, как жвачка, интересовала покупателей куда больше, чем основной товар. Поняв это, Ригли открыл свою компанию по производству резинки — «Wrigley», — а в 1893 году разработал новые бренды — «Juicy Fruit» и «Spearmint».

Ригли был отличным маркетологом и знал, что на рекламе своей продукции не стоит экономить. В 1915 году он воспользовался адресами жителей США, которые были указаны в телефонном справочнике (всего — несколько миллионов человек), чтобы отослать каждому образец своей жевательной резинки. Также он был тем, благодаря кому жвачка имеет мятный вкус и различные формы — пластинки, шарики и драже.

И да, куда же жвачка без пузырей, так полюбившихся американским подросткам. Интересно, что они вовсе не случайным образом стали образовываться из жевательной массы, а возникли благодаря специально разработанной химиком Уолтером Димером формуле в 1928 году. Так резинка ещё больше приглянулась детям и подросткам, став символом юности.

На упомянутых маркетинговых уловках Уильяма Ригли не остановился. Он стал класть в упаковку со жвачкой карточки с фото спортивных игроков и персонажей комиксов. Это ещё больше увеличило популярность жвачки, расширив круг покупателей за счёт коллекционеров таких карточек.

Bubble gum

Во время Второй Мировой войны популярность резинки стала охватывать весь мир. Американские солдаты получали ее в пайке, а уже благодаря им после войны к новому продуктов пристрастились и жители Азии, Африки и Европы. В странах бывшего советского союза она была на вес золота, ведь достать жвачку можно было либо у спекулянтов, либо у знакомых, побывавших в командировках заграницей (а таких было крайне мало).

В 1970-е производить жвачку стали и советские республики, начиная с Армении и Эстонии и постепенно переходя в российские города. К периоду перестройки цеха для производства жвачки выделили уже на сахарных и макаронных заводах, а также в пекарнях. Ставшая крылатой фраза кота «Это же бубль-гум!» из известного советского мультфильма «Возвращение блудного попугая» показывала, насколько жевательная резинка проникла в советское культурное пространство.

Жвачные скульптуры

Этот липкий тягучий продукт используется не исключительно для очистки зубов и освежения дыхания. Итальянский скульптор Маурицио Савини, например, применяет его как материал для своих работ. Он работает с помощниками, задачей которых является распаковка и разделение жвачки на слои, подходящие для лепки скульптуры.

150 лет назад в США был впервые запущен выпуск жевательной резинки в промышленных масштабах. С тех пор те, кто придумал жвачку, а также их последователи подвергали ее множеству изменений во вкусе и консистенции; изменялась и роль жвачки, которую она играла в социуме. Жевательная резинка стала символом юности, обьектом поиска коллекционеров вкладышей с различными изображениями, и, проявляясь в попкультуре, — просто объединяющим все народы звеном.

В конце предлагаем вам посмотреть видео на тему: Кто придумал жвачку?

Понравилось статья? Расскажите о ней друзьям в социальных сетях.