Уже в древние времена люди не только сочиняли музыкальные произведения, но искали способ сохранить придуманные мелодии. Изображение музыкантов и певцов можно обнаружить в египетских пирамидах и на греческих вазах. Но как, и когда люди научились записывать музыку?
Известно, что древнем Вавилоне для записи музыкальных звуков использовали клинопись или пиктографическую запись. Древние греки использовали для записи музыки буквы своего алфавита. Буквенную запись применяли и средние века.
Однако записывать музыкальные звуки буквами было не очень удобно. Поэтому музыканты продолжали заучивать музыкальные произведения на слух, а чтобы показать музыкантом направления мелодии, дирижер показывал ее рукой, как будто рисовал в воздухе.
Дирижёр
Наблюдая за дирижером, музыканты научились изображать на бумаге не отдельные звуки мелодии, а ее рисунок — направление. Так возникла система записи звуков, где каждый значок изображал не отдельный звук, а целый музыкальный мотив.
В России такие значки назывались знаменами или крюками, в других странах — невмами. Эти знаки могли напоминать певцу уже знакомую мелодию. Но вот исполнить новую, незнакомую музыку с помощью корюков было невозможно.
Изобретение Гвидо
Только в XX веке итальянский монах Гвидо из города Ареццо придумал систему записи звуков на линиях, которой музыканты пользуются до сих пор.
Изобретение новой системы Гвидо натолкнул обычаи проводить в певческих книгах линию отвечающую за средний звук мужского голоса. Выше и ниже этой линии располагались невмы. Это помогало хору, примерно, установить высоту звуков нужной мелодии.
Гвидо прибавил к этой линии и еще две, сверху и снизу, что дало возможность точно записать уже не один звук, а еще пять соседних. Ведь теперь можно было использовать не только сами линии но и промежутки между ними. По таким знакам можно было спеть или сыграть любую даже не знакомую мелодию.
Если есть вопросы задавайте их в комментариях. Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям в социальных сетях.